» Статьи » Парацетамол нарушает развитие мальчиков в утробе матери

Парацетамол нарушает развитие мальчиков в утробе матери

Прием парацетамола во время беременности может нарушать работу генов и белков зародыша, связанных с развитием мужских гормонов, говорится в статье датских биологов, опубликованной в журнале Reproduction.

«Лично мне кажется, что все люди должны думать, прежде чем принять ту или иную таблетку. Сегодня мы постоянно принимаем парацетамол и забываем, что у него, как и у всех остальных лекарств, есть побочные эффекты. С другой стороны, если вы болеете, то вам, конечно, стоит принимать подходящие для лечения препараты. В любом случае, больной организм матери вредит зародышу больше, чем парацетамол», — заявил Дэвид Кристенсен (David Kristensen) из университета Копенгагена (Дания).

Кристенсен и его коллеги наблюдали за ростом и поведением мышат, чьи матери принимали небольшие дозы парацетамола. Ученые проводили эксперимент по одной простой причине – парацетамол и многие другие жаропонижающие лекарства блокируют работу фермента ЦОГ-2, который исполняет разные роли во взрослом организме и в зародыше. В теле уже родившихся людей это вещество отвечает за развитие воспалительных реакций и активизацию иммунитета, а в зародыше он помогает тестостерону влиять на развитие «мужских» тканей.

Блокировка ЦОГ-2 внутри зародыша может привести к нарушению «мужских» программ развития тела и психики. Несмотря на это, врачи часто выписывают парацетамол и лекарства на его основе беременным.

Исследователи следили за несколькими десятками беременных мышей, половину которых они кормили обычной едой, а остальных – пищей с добавлением того количества парацетамола, который обычно прописывается беременным женщинам. Когда потомство появилось на свет, биологи начали следить за его развитием, отмечая все различия в работе мозга, гормональных клеток и в поведении молодых самцов и самок.

Как оказалось, их поведение и работа мозга действительно сильно поменялись – самцы, чьи матери принимали парацетамол, были менее агрессивными, чем их конкуренты из контрольной группы, и значительно реже пытались помечать территорию или спариться с самками.

Более того, они вели себя скорее как самки, нежели чем как самцы. К примеру, они чаще помечали лишь один угол клетки, как это обычно делают особи женского пола, а не всю ее территорию, и никогда не пытались укусить другого самца, которого ученые время от времени впускали в их клетку. Изменения в поведении сопровождались аналогичными сдвигами в работе мозга – для полушарий этих самцов был характерен «женский», а не «мужской» рисунок активности.

Означает ли это, что беременным женщинам категорически нельзя принимать парацетамол? Как считают ученые, говорить об этом пока рано, так как работа организма мыши и человека, как и их масса, заметно отличаются друг от друга. С другой стороны, это открытие говорит о том, что замена парацетамола на любое другое жаропонижающее, способное достичь того же эффекта, будет оправданной.