» Статьи » Исследователи изучили механизм работы психотропных веществ на искусственном мозге

В последнее время всё больше исследователей интересуется тем, как влияют на человеческий мозг различные психотропные и наркотические вещества. Многие из таких препаратов, как правило, содержат 5-метоксидиметилтриптамин (5-MeO-DMT). Это сильное психоактивное вещество из класса триптаминов – разновидности алкалоидов. Оно содержится в некоторых растениях, а также в выделениях некоторых жаб.

5-MeO-DMT имеет тысячелетнюю историю использования: им увлекались шаманы многих племён в Северной и Южной Америке. А некоторые медики полагают, что вещество может использоваться в терапевтических целях.

В связи с этим бразильские учёные решили изучить, как 5-метоксидиметилтриптамин влияет на работу мозга.

«Мы впервые описали психоделические изменения в молекулярном функционировании человеческой нервной ткани», — рассказывает руководитель исслеования профессор Стивенс Рейн (Stevens Rehen).

Его команда проводила работу с миниатюрной копией человеческого мозга. Она представляет собой 3D-культуры нервных клеток, которые полностью имитируют работу нашего мозга и реагируют на различные препараты так же, как среагировал бы настоящий, природный аналог.

Вводя единичные дозы 5-MeO-DMT в ткани мини-мозга, специалисты при помощи масс-спектрометрии анализировали изменения с точки зрения протеомики (науки о белках).

Исследователи выяснили, что 5-метоксидиметилтриптамин влияет на работу почти тысячи белков. Причём большинство из них играет важнейшую роль в нормальном функционировании мозга. Но не все эффекты от психотропного препарата были негативными.

Например, он усилил работу некоторых групп белков, которые чрезвычайно важны для образования синаптических связей (контактов между нейронами), а также связаны с механизмами обучения и запоминания информации.

Кроме того, 5-MeO-DMT подавлял действие белков, участвующих в воспалительных и дегенеративных процессах, которые ведут к ухудшению работы головного мозга. То есть учёные показали, что психотропное вещество может послужить своего рода нейропротектором.

Авторы работы отмечают: несмотря на то, что 5-метоксидиметилтриптамин оказался мощным инструментом для запуска положительной психобиологической трансформации, говорить о его широком применении пока что очень рано.

«Мы продемонстрировали скрытый клинический потенциал веществ, применение которых ограничивается законом. Всё-таки некоторые из таких препаратов заслуживают внимания медицинских и научных сообществ», — заключает Рейн.

Научная статья по итогам исследования опубликована в издании Scientific Reports.