» Статьи » Специалисты нашли способ остановить диабет 1-го типа

Специалисты нашли способ остановить диабет 1-го типа

Ученые из исследовательского института Скриппс нашли способ остановить развитие сахарного диабета 1-го типа еще в стадии преддиабета, когда человек еще не является диабетиком, но уже попадает в группу риска.

Сахарный диабет 1-го типа — аутоиммунное заболевание, при котором Т-лимфоциты мигрируют в скопления гормон-продуцирующих клеток в поджелудочной железе, так называемые островки Лангерганса, нападают на бета-клетки, вырабатывающие инсулин, необходимый для контроля метаболизма глюкозы, и уничтожают их, принимая за патогенные образования. В результате гибели 70-80% бета-клеток у пациента начинает развиваться диабет 1-го типа, при котором ему нужно ежедневно вводить инсулин.

Хотя заместительная инсулинотерапия помогает сохранить жизнь пациента, она не спасает от таких осложнений, как сердечные патологии, инсульт, заболевания почек и некроз ткани при ранениях. Таким образом, единственным действенным методом остановки диабета может стать защита островков Лангерганса от проникания Т-лимфоцитов и сохранение бета-клеток от разрушений.

В результате серии экспериментов ученые обнаружили фармакологический агент — агонист S1PR1, который оказался способен остановить аутоиммунные клетки, мигрирующие из лимфоидных тканей в рукава вокруг островков, не допуская их проникновения внутрь. Кроме того, агонист S1PR1 регулирует продуцирование специфических молекул, воздействующих на Т-клетки, вызывая так называемое истощение Т-лимфоцитов, что окончательно лишает их способности убивать бета-клетки.

Ранее в ходе опытов на трансгенных мышах, пораженных диабетом 1-го типа, ученые обнаружили сигнал, разрешающей Т-клеткам проникать в островки Лангергенса. Этот сигнал продуцирует иммунная молекула — интерферон-альфа-1 (А). Агонист S1PR1 просто блокировал производство интерферона, а значит, Т-лимфоциты не получали сигнал на уничтожение бета-клеток.

Таким образом, ученым удалось доказать принципиальную возможность предотвращения гибели инсулин-продуцирующих клеток с использованием терапевтических методов на стадии предиабета, начало которого можно определить с помощью маркерных белков. Это значит, что своевременное обнаружение риска диабета может теперь не только облегчить течение болезни, но и остановить процесс его развития.